Представим, что вдруг, как в сказке, появился добрый волшебник, который стал исполнять любые желания людей. Многие тут же начнут заказывать дома, квартиры, дорогие машины, побольше денег и другие "богатства". Незначительная часть попытается решить свои насущные проблемы, например, связанные со здоровьем, устроить личную жизнь и тому подобное. Едва ли кто попросит добавить ума, доброты, других положительных человеческих качеств. Зачем? Когда взрослые люди и так считают себя самодостаточными, знающими, что им нужно в этой жизни.
Хорошо, пусть все желания исполнены, человек получил всё, что хотел. Теперь перед ним открыт мир безграничных возможностей. Денег достаточно для посещения любого уголка мира, не задумываясь можно совершать дорогие покупки, наслаждаться жизнью, развлекаться и заниматься собой. Разве не о такой жизни мечтает почти каждый современный человек?
Вот только, на самом деле, безмерное потребление вряд ли сделает кого-либо по-настоящему счастливым. Если человек будет пить и есть каждый день всё, что пожелает, без ограничений, тогда, рано или поздно, он заметит, как поправится. Если у человека будет масса одежды, ему станет сложнее выбрать, что же сегодня надеть. Даже путешествия могут наскучить, появится усталость, надоест проводить время в бесконечной дороге.
Безграничная возможность потребления является крайностью, а, как известно, любые крайности опасны. Исполнение всех желаний лишит человека необходимости думать, учиться, работать, вследствие чего может начаться незаметная деградация личности.
Человеку для нормального существования достаточно регулярного питания, одежды, крыши над головой. Включение этих трех базовых потребностей в государственные социальные гарантии позволит снизить бедность, уменьшится количество бездомных людей. Все остальные потребности, включая сексуальные, которые не несут непосредственной угрозы человеческой жизни, находятся в зоне личной ответственности. И всего лишь требуется создать условия для их реализации.
В значительной степени влияние на потребительские запросы общества оказывает мода. Она играет на чувствах людей, учитывает, что у человека существует два противоположных устремления: первое - быть не хуже остальных, обладать тем, что есть у других, второе, наоборот, подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться из основной массы, чтобы привлечь внимание, в том числе противоположного пола. Мода заставляет людей покупать, как товары массового потребления, так и эксклюзивные, дорогие вещи.
В цивилизованном обществе обладание роскошью будет осуждаться, показывать наличие у человека отрицательных качеств, таких как жадность, отсутствие скромности, безразличное отношение к общественному мнению. Люди, которые выставляют на показ свое богатство, имеют, как правило, бедный внутренний мир.
Сегодня имеется значительный дисбаланс между уровнем потребления в богатых и бедных странах. В США почти у каждого человека имеется машина, бытовая техника, продукты питания в достаточном, даже избыточном количестве. Американское общество поддерживает высокий уровень потребления, считая это залогом успешного развития, несмотря на то, что такой образ жизни губительно сказывается на природе. Если каждый житель планеты будет потреблять столько же, как среднестатистический американец, на Земле произойдет глобальная экологическая катастрофа. Чтобы этого не случилось, по всему миру следует проводить политику разумного ограничения материальных потребностей, поскольку, как бы не хотелось людям, все их запросы не могут быть удовлетворены.
Потребности нематериального характера (духовные, этические, эстетические и другие) не нужно ограничивать, напротив, необходимо максимально поощрять их развитие.