Практически в каждом мировоззрении рассматривается понятие смысла жизни, описывается, зачем живет человек, указываются цели, к которым ему следует стремиться. Давайте проанализируем, с точки зрения предлагаемых взглядов, в чем заключается смысл жизни.
Стремление жить есть у всего живого на Земле. Любое животное при угрозе жизни пытается защититься или спрятаться. Оно не задумывается, зачем дается жизнь, просто стремится жить - это заложено на уровне инстинктов. Инстинкты определяют поведение животных и бессознательно вызывают страх в случае опасности.
У человека также с рождения есть стремление к жизни. Маленький ребенок не понимает, зачем он родился, просто живет и воспринимает окружающий мир таким, какой он есть. Для него смысл жизни заключается в самой жизни, в возможности видеть, слышать, чувствовать то, что происходит вокруг. А это значит: природа изначально, с рождения закладывает во все живые организмы смысл существования, который заключается в самой жизни, в простом желании жить.
Человек длительное время был частью природы. Благодаря своим способностям, он выделился из нее, изменил образ жизни, стал меньше зависеть от внешних факторов: голода, болезней, погодных условий, других опасностей. Но физиологически человек по-прежнему остается представителем животного мира. У него существуют потребности в еде, сне, воспроизводстве потомства и т.д. Он рождается, развивается, стареет, умирает. Смена поколений - непрерывный процесс, в котором люди непосредственные участники. На любого человека действуют такие же законы природы, как на все другие живые организмы, и он, так же как все живое, существует, чтобы продолжить жизнь, передать свою генетическую информацию следующим поколениям. Это цель его биологического существования.
В детстве люди часто неосознанно учатся элементарным вещам, например, учатся говорить. Ребенку достаточно находиться в обществе, и он начинает подражать взрослым в своем поведении. Чтобы научиться чему-то более сложному, приходится организовывать процесс обучения, при котором знания и навыки передаются более систематизировано. Человек так устроен, что информация усваивается длительное время, и значительную часть жизни приходится тратить на получение знаний. Дети наиболее восприимчивы к обучению и развитию интеллектуальных способностей, достаточно легко поддаются воспитанию, от которого зависит мышление, мировосприятие, вся дальнейшая жизнь. Так что человек обязан не просто родить детей, а еще воспитать их, передать знания и опыт, привить нравственные ценности.
Человек обладает качествами, которых нет ни у одного животного. У него имеется значительный интеллектуальный потенциал и развитый внутренний мир. Мысли, чувства, память, индивидуальные особенности психики и восприятия - составляющие внутреннего мира. Благодаря мышлению, человек способен думать, ставить перед собой задачи и решать их, благодаря памяти - сохранять накопленные знания и передавать их другим людям; благодаря чувствам, он способен воспринимать мир вокруг себя и любить, а индивидуальные особенности каждого индивида создают разнообразие среди людей и позволяют дополнять друг друга. Внутренний мир человека - сложное переплетение всех его составляющих. Рассмотрим эти составляющие по отдельности.
Интеллект.
Наличие интеллектуальных способностей у человека явилось конкурентным преимуществом в процессе эволюции и сделало его самым сильным существом на планете. Способность мыслить и учиться, усваивать большие объемы информации - это основное, что отделяет людей от дикой природы. Само появление этих способностей стало результатом эволюционного развития.
Интеллектуальные способности во многом определяли и будут определять качество жизни человека. В частности, развитое мышление позволяет принимать правильные решения, развитое воображение дает возможность предвидеть результат действия - только это уже позволяет улучшить и облегчить жизнь.
Необразованные люди смотрят на мир через кривое зеркало собственных предрассудков, а не реальных знаний. Мир для них полон загадок, чудес и непонятных закономерностей, которыми управляют какие-то сверхъестественные силы. Чтобы не оказаться в плену собственных заблуждений нужно стремиться изучить законы окружающего мира, усвоить накопленные предыдущими поколениями научные знания. Посредством обучения человек становится более цивилизованным, повышается его интеллектуальный уровень.
Интеллект, пусть в разной степени, присутствует у каждого, и его необходимо развивать, иначе, данные природой уникальные человеческие способности могут остаться нереализованными.
Одна из первоочередных задач интеллекта - обеспечить нравственное поведение человека. К сожалению, интеллект и нравственность понятия не всегда связанные. Человек с высокими интеллектуальными способностями, но абсолютно безнравственный, несёт потенциальную угрозу для общества, в отличие от человека, пусть и с низким интеллектом, но соблюдающего общепринятые моральные правила. Хотя, чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность наличия нравственных качеств у человека, потому что развитие личности чаще всего происходит в комплексе.
Нравственное поведение включает в себя соблюдение одного важного принципа - признание собственного несовершенства. Заметьте, чем образованней человек, тем больше он понимает, что всему надо учиться и непрерывно совершенствоваться. Люди малограмотные полны амбиций и считают себя компетентными по многим вопросам, хотя сами они из себя ничего не представляют.
Все хотят жить хорошо, но само понятие хорошей жизни у разных людей может различаться, как и способы достижения благополучия. Порой в своем стремлении к лучшей жизни человек готов многим поступиться. Нужно уметь вовремя остановиться и понять, что вокруг живут люди, большинство которых может быть не хуже, а даже лучше тебя. Умение адекватно посмотреть на себя со стороны - важное качество для нахождения собственных недостатков.
Отдельные люди стремятся заработать как можно больше денег и используют для этого все свои способности, полагая, что богатство делает человека счастливым. Деньги для них единственный мотив, побуждающий к действию, и в погоне за ними они не замечают главного, как быстро проходит жизнь, а накопленные богатства обременяют и сковывают человеческое сознание бессмысленной суетой и заботами.
Развитый интеллект, правильно сформированное представление о мире, знание законов его существования и нравственное поведение - вот ключ к повышению качества жизни.
Одна из составляющих интеллекта - это память. Она является основой для развития умственных способностей, поэтому человек, обладающий плохой памятью, вряд ли будет обладать высоким интеллектом. Существует несколько видов памяти, но особенно важна долговременная, что остается в голове надолго. Из этого будут формироваться убеждения, взгляды, а также вырабатываться привязанности и привычки.
Удивительны свойства памяти, скорость поиска нужной информации, несмотря на значительный её объем. Увидев человека, лицо которого кажется нам знакомым, мы мысленно пытаемся восстановить события, когда и при каких обстоятельствах с ним встречались. Даже, когда не получается вспомнить сразу, это иногда удаётся сделать по истечении какого-то времени; в памяти восстановится то, что давно казалось забытым. Процесс извлечения информации, скорость, с которой это происходит, одна из характеристик интеллектуальных возможностей.
Объем памяти может казаться безграничным, хотя все-таки существуют какие-то физические пределы. Запомнить и хранить длительное время большие объемы информации невозможно. Устаревшая информация заменяется новой, но основные моменты жизни запоминаются навсегда. Особенно надолго запоминаются яркие, важные события, а также стрессовые ситуации. Рутинное течение жизни, что повторяется изо дня в день, как правило, сливается в памяти в один период.
Есть люди, способные запоминать значительные объёмы информации. Но много знать - это ещё не значит много уметь. Способность творить, создавать что-то новое на базе накопленных знаний более полезное качество, как для человека, так и для общества.
Когда человек задается каким-либо вопросом, то пытается вспомнить, чему его учили, обращается к собственному жизненному опыту. Он смотрит на мир через призму накопленных знаний, которые приобретаются на протяжении всей жизни. Чем шире кругозор человека, тем реалистичнее его взгляды, глубже и правдивее представления о мире. Обязанность каждого человека, независимо от способностей, хотя бы на элементарном уровне заучить нравственные и физические законы, чтобы реально представлять устройство окружающего мира и уметь находить ответы на элементарные вопросы.
Эмоции и чувства.
Одним из факторов, побуждающим человека к деятельности, являются протекающие в его внутреннем мире эмоциональные процессы. Чувства и эмоции могут настолько сильно захватывать человека, что он, сам не понимая, начинает полностью руководствоваться ими. Опасность поведения на основе чувств заключается в том, что отсутствует логическая составляющая, рассуждения. Человек начинает действовать интуитивно, наудачу, а его мысли подавляются желаниями. Чувства в полной мере проявляют себя в период влюбленности, когда человек часто оправдывает свое нелогичное поведение, слепо поклоняется объекту своей любви, не замечая его недостатков. В то же время, чувства - мощный стимул для развития. Сколько стихов, песен посвящено выражению чувств, сколько достижений, сколько подвигов совершили люди на протяжении истории! Однако не стоит забывать, что из-за любви велись войны, совершались преступления.
Любовь - самое сложное человеческое чувство, скорее, это даже не одно, а множество чувств. Между мужчиной и женщиной она обычно выражается в возможности находить общий язык, во взаимной симпатии, физическом притяжении. Родительская любовь проявляется в заботе, помощи ребенку и строится, в некоторой степени, на самопожертвовании по отношению к детям. Любовь к родителям - это привязанность к родным и близким людям, а также благодарность за труд, который был затрачен для того, чтобы воспитать, вырастить с рождения до момента полной самостоятельности.
Любовь, безусловно, является одним из смыслов жизни, дарит эмоции, позволяет выразить себя. Она побуждает к творчеству, заставляет человека действовать. Желание любить и быть любимым свойственно практически всем людям. Впрочем, любовь не должна быть слепой, не должна становиться лишь единственной причиной, ради которой стоит жить.
Чувства и эмоции могут быть положительными и отрицательными, разными по силе и внешним проявлениям. Эмоции служат дополнительным средством общения, вместе с чувствами делают жизнь более насыщенной, создают яркие впечатления. Даже возникновение негативных эмоций, в определенных ситуациях, вполне естественно, потому что помогают выразить личную позицию и личное отношение. В случае, если эмоции и чувства начинают управлять разумом и мыслями, тогда могут возникать состояния, в которых человек почти себя не контролирует и может совершить действия, о которых, возможно, впоследствии будет сожалеть. Чтобы избегать необдуманных поступков, нужно уметь сдерживать себя. У слишком эмоциональных людей чаще случаются перепады настроения, для них характерна большая раздражительность, обидчивость.
У любого человека в жизни могут случиться периоды, когда неприятные события следуют друг за другом. Сильные переживания, накапливаемые негативные эмоции могут привести к депрессии. Длительное нахождение в этом состоянии сказывается на физическом здоровье. Поэтому, человек должен уметь с помощью разума контролировать такие чувства и эмоции, которые могут принести вред ему самому или окружающим.
Существует взаимосвязь между чувствами и потребностями. Потребность в чем-либо одновременно порождает чувства, которые с ней непосредственно связаны. Простой пример, если у человеческого организма возникает потребность в пище, то возникает чувство голода, которое побуждает человека к действиям, направленным на её поиск.
Удовлетворение некоторых потребностей ведет к появлению нового чувства - чувства удовольствия, значит, цель достигнута, потребность исчезает на какое-то время или совсем. Для части людей получение удовольствий ошибочно становится единственным стремлением и желанием в жизни.
Существуют естественные потребности, удовлетворение которых жизненная необходимость, а есть такие, которые возникают в зависимости от воспитания, внешних обстоятельств. Вредные привычки, различные зависимости, все то, что наносит вред психическому или физическому здоровью - это приобретенные потребности, появление которых следует избегать. Природа наделила человека достаточно полным спектром чувств, чтобы получать от жизни радость, не прибегая к дополнительным средствам, которые всего-навсего создают временную иллюзию счастья, являясь искусственными заменителями естественных ощущений.
Без чувств и эмоций человек стал бы как машина, действующая только ради собственной выгоды. У него отсутствовало бы сострадание, было бы монотонное настроение, и он просто не смог бы ощущать происходящее вокруг.
Индивидуальные особенности человека.
Внутренний мир человека, как маленькая вселенная, в которой постоянно что-то происходит. Эта вселенная находится в человеческом мозге, который физически представляет собой сложную нейронную сеть. Уже при рождении эта сеть уникальна у каждого, так же как различен и уникален рисунок прожилок на листе дерева. Чем дольше человек учится, тем более переплетённой становится нейронная сеть, в ней укрепляются и образуется связи между нейронами.
Скорость возникновения и угасания любых психических реакций человека, темперамент, интеллектуальные способности обусловлены индивидуальными особенностями строения нейронной сети человеческого мозга. Мозг служит материальной основой для всего внутреннего мира человека (души).
Кто-то хорошо решает задачи по математике, кто-то хорошо поёт или танцует, кто-то обладает большей физической силой или внешней привлекательностью. Само существование людей с разными способностями и качествами необходимо, чтобы в обществе все взаимно дополняли друг друга и облегчали себе жизнь. Это так же, как мужчина и женщина, обладая разными качествами, дополняют друг друга, когда живут вместе. Вместе им легче, особенно, когда между ними есть взаимопонимание и уважение.
Из-за различий в способностях не все могут добиваться выдающихся результатов. Тем не менее, каждый здоровый человек может выполнять какую-то физическую или умственную работу, воспитывать детей, приносить пользу обществу. Выражение себя в каком-либо виде деятельности, которое приносит моральное удовлетворение и дает возможность жить самостоятельно, важно для каждого. Реализация человека в профессиональном плане зависит, как от него самого, так и от общества, которое обязано создавать условия для раскрытия имеющегося потенциала личности.
В течение жизни приходится взаимодействовать с различными людьми, сталкиваться с разными мнениями. Умение мирно решать возникающие разногласия, находить общий язык - целое искусство. Задача каждого человека, несмотря на индивидуальные различия, стремиться формировать вокруг себя комфортную среду для окружающих. Это проще сделать, когда люди имеют одно мировоззрение. В этом случае они могут легко совместно существовать, так как это позволяет действовать согласованно.
Человек и окружающий мир
Человек значительно изменил окружающий мир. Если раньше он зависел от природы, то теперь она сама стала зависеть от его деятельности. Изменились процессы, которые складывались миллионами лет. Меняется климат, как в отдельных регионах, так и в целом на планете.
Современный человек никак не может осознать свою ответственность за происходящее и прикладывает недостаточно усилий, чтобы остановить своё разрушающее воздействие. Он пока не в состоянии поменять мышление, которое было направлено на покорение дикой природы, освоение нового жизненного пространства, на мышление, которое будет направлено на выгодное взаимодействие и сохранение мира.
Человек мыслит исключительно как потребитель, не задумывается, откуда берутся товары, которые он покупает. У него нет времени и желания понять, что для производства чего-либо нужно срубить дерево, добыть природные ресурсы, получить энергию, а значит нанести вред природе.
Так что же, неужели необходимо совсем отказаться от всех благ и жить в пещерах, подобно нашим предкам? Конечно, нет. Просто многие люди потребляют, не видя границ своим желаниям, единственное, что их сдерживает - отсутствие денег. Лишь некоторые, имея материальные средства, ограничивают себя и ведут достаточно скромный образ жизни.
Задача общества и каждого человека состоит в том, чтобы уметь определять нормы собственного потребления, чтобы минимизировать ущерб природе. Пора осознать, что люди несут ответственность за окружающий мир и обязаны сохранять его.
В конечном итоге, каждый человек должен сам ответить на вопрос: в чём заключается смысл его жизни. Ответ во многом будет зависеть от личного мировоззрения, интеллектуальных способностей. Обычно большая часть людей в повседневной жизни вообще не задумывается о каких-то глобальных смыслах своего существования, решая повседневные проблемы, которые как бы становятся маленькими "смысликами" жизни. Но всё-таки в решении различных жизненных задач человек незаметно для себя использует личное мировоззрение, опирается на понимание мира в целом.
Дать ответ одним предложением на вопрос: в чем заключается смысл жизни, вряд ли получится. Устройство внутреннего мира человека несколько сложнее, чтобы сводить его существование к единственному предназначению. Скорее можно определить ряд целей, к достижению которых нужно стремиться. И, возможно, они являются смыслами существования человека. Перечислим те из них, которые удалось установить выше: