Обществом неоднократно предпринимались попытки построить более совершенную систему управления. Как следствие, на настоящий момент мы можем видеть многообразие форм государственного устройства. Есть страны с демократическими и антидемократическими режимами, с рыночной и командно-административной экономикой, сохраняются даже давно изжившие себя монархии. Но, вне зависимости от формы политического и экономического устройства, нигде в мире так и не удалось создать образцовую систему, на которую можно было бы равняться всем без исключения странам. Практически повсеместно присутствуют такие негативные явления, как: коррупция, преступность, расслоение общества и т.д.
Одна из проблем современного общества заключается в том, что люди, обладающие властью, часто начинают использовать свое положение для личного обогащения или для обогащения родственников, друзей. Кто-то скажет, что все одинаковы, и, когда подвернется возможность, любой будет набивать себе карман. Неужели, на самом деле человеческая природа такова, что все без исключения поддадутся искушению и всегда возьмут все то, что "плохо лежит"?
Да, конечно, абсолютно идеальных людей нет. Если человек говорит, что он никогда не врал, ничего не скрывал, можно усомниться в искренности его слов. Ребенок, нашкодив, и то пытается скрыть содеянное. Однако же не стоит забывать, что все люди отличаются. Для одних ложь - обычное явление, и они врут чуть ли не ежедневно, особо не задумываясь. У других, есть нравственные границы, которые человек никогда не переступит.
Достаточно часто люди, работающие во власти, начинают чувствовать вседозволенность, рассуждать так, что законы пишутся для кого-то, но не для них. Их поведение служит отрицательным примером для подчиненных и ведет к ослаблению вертикали власти. Люди смотрят на руководство и поступают также. Не зря говорят "рыба гниет с головы", имея в виду, что разложение в какой-либо группе или коллективе начинается, как правило, с руководителей.
Сегодня, к сожалению, смешались многие понятия. Человек хитрый и изворотливый, извлекающий максимум выгоды для себя, умеющий в любой ситуации "выйти сухим из воды", позиционируется, как умный и предприимчивый. Никто не замечает, что такие люди обычно действуют в ущерб обществу, придумывают схемы легкого обогащения или, как "законно" обобрать других.
Нравственные качества людей, работающих в государственной системе управления, самым непосредственным образом сказываются на функционировании государства. Какими бы не были политический строй или принятая экономическая система, не удастся наладить жизнь, пока в структурах власти будут находиться личности, пренебрегающие моральными правилами.
Сейчас почти во всех странах сложилась такая ситуация, что у власти находятся люди, связанные с финансовой элитой общества. Крупный бизнес оказывает влияние на политическую систему через подконтрольных политиков. Деньги решают всё или почти всё.
Результат выборов определяется размером затраченных средств. Профессионально проведенная PR-компания с агитацией, актуальными лозунгами, обсуждением наболевших проблем, влияет на общественное мнение и увеличивает шансы нужного кандидата на победу. Завернуть в красивую "обёртку" можно любого политика, и не важно, что его программа имеет примитивное содержание, включает в себя популистские, порой невыполнимые обещания. Расчет делается на то, что лишь малая часть избирателей будет детально разбираться, что же предлагается на самом деле.
И все же выборной системе нет альтернативы. У простого человека имеется единственный способ повлиять на политическую систему, и делается это посредством права отдать свой голос на выборах. Государство обязано проводить выборы честно и открыто, настраивать граждан на активную позицию. Безразличное поведение, низкая явка указывают на то, что воля народа подавлена, и выборы не выражают мнение части населения. Подтасовка результатов, искажение итогов - проявление неуважения власти к народу.
В странах, где происходит сращивание бизнеса с властью, не учитывается мнение большинства. Для недопущения этого нужно научиться разграничивать интересы крупного бизнеса и общества, не позволять небольшой олигархической верхушке навязывать свое видение мира остальным, не давать возможности непорядочным людям попасть во власть. Руководство следует выбирать не по принципу "нравится - не нравится", а по предлагаемой программе, по тому, что же человек собирается делать, придя к власти. Необходимо добиваться, чтобы обществом управляли люди умные, ответственные, честные, дисциплинированные, отвечающие за свои обещания, обладающие достаточным жизненным опытом и использующие научный подход к способам организации государственной системы управления.
Вместо бизнеса власть должна взаимодействовать с научной элитой, которая способна принимать активное участие в повышении эффективности управления. Управлять обществом научно - значит выявлять прогрессивные тенденции его развития и направлять в соответствии с ними его движение, своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их. Сейчас же наука по большей части занимает наблюдательную позицию, описывает сложившиеся естественным путем системы управления, констатирует события и факты.
Одним из признаков качественного управления служит наличие действующего механизма, обеспечивающего периодическое обновление властных структур. Сменяемость власти без насильственных методов - основа для развития общества. Ни один человек, каким бы он не был, не должен находиться на руководящей должности десятки лет. Иначе он неизбежно "отрывается от реальности", престает понимать, чем живут обычные люди. Ротация во власти - признак качественно организованной системы управления.
В государстве должна иметься жизнеспособная оппозиция, а не фикция для имитации политической жизни. Она обязана указывать на имеющиеся недостатки в управлении, адекватно критиковать власть в пределах разумного.
В настоящее время в обществе отсутствуют структуры способные обеспечивать надлежащий контроль за деятельностью власти. Принятое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную реализует однонаправленное взаимодействие государственных органов с населением и практически не предусматривает способов общественного надзора за их деятельностью. Институты власти ориентированы на исполнение команд сверху - вниз, исключая взаимодействие со всеми слоями общества, с обычными людьми, для которых, собственно, они и должны работать. Имеющаяся система управления основана на упрощенной модели и не предусматривает наличие сложной внутренней организации, включающей в себя принципы, на основании которых работают более совершенные системы управления с обратной связью.
Существование специальных органов, обеспечивающих связь между властью и народом, позволит оперативно проходить сигналам снизу - вверх. Власть будет проинформирована о состоянии дел в обществе, о правильности принимаемых управленческих решений. Детали реализации обратной связи необходимо тщательно проработать. В качестве предложения, возможно создание независимых общественных институтов - центров, где работают компетентные люди, способные оценивать деятельность власти и выдавать общие рекомендации по улучшению качества управления.
Если сравнивать общество с живым организмом, то такие центры будут выполнять функции нервных клеток, сигнализирующих об имеющихся сбоях в работе. Любой человек сможет туда обратиться со своей проблемой или предложением. После обработки обращений наверх будет выдаваться информация об актуальных запросах и нуждах общества. Необходимо следить, чтобы не происходило разрушения обратной связи, т.к. всегда имеется достаточно предпосылок для её ослабления.
Система государственного управления не должна быть консервативной. Ей следует уметь подстраиваться под изменяющиеся условия, запросы общества, находиться в поиске оптимальных решений. Все ветви власти обязаны четко исполнять возложенные на них обязанности, не упускать из виду сигналы, идущие от общества, стремиться к повышению качества своей работы. Законы должны одинаково работать для всех категорий граждан, обеспечивать главенство права.
От системы управления, от того, кто руководит государством, зависит работа социальных учреждений, медицины, образования, жизнь общества в целом и каждого отдельно взятого человека. На государстве, на его лидерах лежат обязанности по регулированию рынка труда, организации деятельности людей, по распределению материальных ресурсов и т.д.
Качественное управление отличает способность власти контролировать события, действовать на опережение, не дожидаясь возникновения возможных кризисных явлений. Неприемлемо присутствие во власти лиц имеющих корыстные цели, использующих свое положение, чтобы "пристроить" нужных людей, организовывающих бизнес для личного обогащения. Отношения во власти должны иметь открытый, деловой характер, а не напоминать мафиозную замкнутую организацию со своими внутренними понятиями.
Подведем итог. Качественную систему управления отличает ряд признаков: